Шапка сайта Благодатное
Поселение родовых поместий Благодатное. Новосибирская область, Ордынский район
О нас
Пресса о нас
Мы сами о нас
Новости
Продукция
Натуральные продукты
Народные игрушки и поделки
Наши статьи
Поселенские истории
Строительство
Семена и саженцы
Земледелие
Рукоделие, ремёсла
Для родителей
Праздники
Философское
Решись быть здоровым!
Жена-богиня
С миру по нитке
Благодатные растения
Дикие птицы и животное окрестностей поселения Благодатное
Фотовыставка
Поболтаем
Вопрос-ответ
Написать авторам
Близкие сайты
Помочь сайту
Реклама на сайте пос. Благодатное
Яндекс.Погода
 

Ваше Величество, господин Потребитель


Рубрика: Философское. Автор: Валера Попов. Опубликовано: 2009-04-23.

В антикризисной программе правительства, недавно представленной на суд общественности, среди факторов, которые должны привести к разрешению кризисной ситуации, указывается рост потребления. Граждане страны, покупая, стимулируют тем самым владельцев различных предприятий товары производить и продавать. Количество автомобилей, единиц бытовой техники и прочих благ, потребляемое сотней россиян, в разы уступает количеству, потребляемому сотней американцев, немцев или англичан. Из этого делается вывод, что российский рынок товаров и услуг ненасыщен, перспективен и это, при умелом использовании, может привести к скорейшему выводу страны из кризиса. Соответственно, необходимо стимулировать рост потребления всевозможными способами и кризис разрешится.

Внешне всё выглядит красиво, но есть несколько интересных моментов. Давайте подумаем вместе.

Каждому наверняка известно чувство, когда ты становишься богаче. Не духовно богаче, не сильнее, добрее, а богаче так, чтоб это можно было выразить в цифрах. «Желательно, в долларах… Нет, лучше в евро!», воскликните Вы. Воскликнули? Значит, это Вам знакомо… Нам очень нравится испытывать это чувство. Нравится настолько, что мы стремимся испытывать его как можно чаще. Мы хотим чувствовать себя всё более богатыми, владеть чем-то, что стоит всё больших денег. Для этого мы начинаем делать то, что даёт нам такое ощущение. Некоторые, например, открывают собственное предприятие, или банк, можно приобрести ценные бумаги или объект недвижимости, которые не просто растут в цене, но ещё приносят регулярные дивиденды. Можно спекулировать на валютном рынке. Можно ещё много чего сделать, чтоб испытать это будоражащее и манящее чувство, возникающее каждый раз, когда фиксируешь рост денежной массы, тебе принадлежащей. Почему я уверен, что это чувство знакомо всем? Каждый испытывает его, когда покупает что-то, что не относится к предметам жизнеобеспечения, является предметом роскоши, либо обеспечивает удобство.

Приобретая такой предмет, мы удовлетворяем своё стремление быть богаче (особенно если покупаем что-то очень дорогое). При этом мы делаем богаче владельца магазина, в котором сделали покупку, людей, владеющим акциями этого магазина и владельца предприятия, на котором было сделано это что-то. Ещё богатеет банкир, который дал кредит владельцу предприятия и владельцу магазина. Не беда, что стоимость всех этих кредитов (разница между тем, сколько взял и сколько отдашь) входит в цену товара и оплачивается нами, ведь чем дороже стоит вещь, которую мы можем себе позволить купить, тем более она отражает степень нашего богатства, тем более значимыми мы себя чувствуем.

Знаете, почему всегда есть только инфляция и никогда — дефляция? Иными словами, почему цифровое, денежное выражение стоимости товара практически всегда растёт? Потому, что так организовали те, кто желает чувствовать себя всё более богатыми. Иначе им будет просто неинтересно жить. У инфляции есть ещё одна сторона. Если кто-то хочет уберечь свои денежные сбережения от инфляции, он вынужден отдать свои деньги человеку, который, собственно инфляцию и организовал — банкиру, а в случае дефляции все будут забирать деньги из банков, вкладывать их во что-то более стабильное и хранить это дома. Ещё в случае дефляции цифровое выражение стоимости любого имущества будет падать, все испытают чувство, что они становятся беднее, а это для многих — очень неприятно. Понятно, чем так плох финансовый кризис? Многие из тех, кто хочет непрерывно богатеть, не только лишаются возможности это делать, но и испытывают ощущение, что они беднеют, их состояние оценивается всё меньшей и меньшей цифрой. При этом, что ещё хуже, привычные действия, которые всё последнее время приводили к приумножению богатства, больше не работают! В результате с наступлением кризиса обнаруживается парадокс: на страну никто не нападал, не было массовых эпидемий болезней, стихийных бедствий, неурожая, но останавливаются предприятия, растёт безработица, падают зарплаты, трещит по швам федеральный бюджет, улетают в неизвестном направлении накопленные резервы, возникает кризис неплатежей, растёт стоимость кредитов, резко падает покупательская активность.

Что нужно простому человеку? Чтоб он был уважаем, чтоб у него было доброе имя, чтоб его окружали люди, разделяющие его идеалы добра и зла, чтоб ему хватало на безбедную жизнь. Говорят, что богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. Для тех, кто хочет постоянно богатеть, состояние «мне хватает» означают одно: он умер. Если такие люди не видят возможности получения прибыли, они теряют интерес к каким либо действиям. Как его бездействие отразится на окружающих? Такого человека интересует исключительно собственная персона, его место в иерархии таких же, как он, и цифровое выражение его стоимости.

Соответственно, для реанимации этих людей, нужно срочно ввести возможность чувствовать себя богаче. Как?

Значительно увеличивать инфляцию нельзя. Ведь если сегодня можно купить на эти деньги машину, а через пол года только четыре пятых машины, то это несправедливо, это значит, что кто-то этой одной пятой машины уже завладел. В простонародье такой процесс называют грабежом, и простым людям становится обидно, что чревато недовольством, говоря официальным языком, ростом социальной напряжённости.

Резервы заканчиваются, бюджет, в который заложены дутые цены на нефть, трещит, заставить раскошелиться богатых — будет ещё хуже, у нас неприкосновенность частной собственности. Вот в такой непростой ситуации наше правительство не придумало ничего лучше, чем всевозможными способами стимулировать спрос, что бы банкиры, владельцы предприятий, владельцы торговых сетей вновь увидели возможности увеличивать своё богатство. Иными словами, чтоб с небольшими улучшениями восстановилась ситуация, которая была до кризиса и, собственно говоря, к кризису и привела.

Стоит ли упоминать, что в развитых капиталистических странах подобные кризисы, когда не получается дальше богатеть, случались ранее регулярно, и всякий раз разрешались по-разному. Например, с помощью войны. Это не только боль и страдания, но и отличный способ заработать. А если с помощью военной угрозы, либо подкупа руководителей страны удаётся организовать разработку чужих национальных ресурсов на выгодных для себя условиях — ещё лучше. Торговля, в которой нефть, газ, древесина меняются на раскрашенную бумагу, то есть доллары — тоже неплохо. На худой конец, можно обрушить чью–нибудь национальную валюту и предложить восстановление национальной экономики с помощью кредита, который страна не сможет скоро отдать. Была в своё время использована отвязка доллара от золотого обеспечения, а ещё — сделаны огромные заимствования, которые никто не собирается возвращать. Каждый раз кризис удавалось разрешить за чей-либо счёт, не трогая главной причины экономического кризиса: безудержное и ничем не контролируемое стремление к личному обогащению не только без учёта интересов окружающих людей, но и за их счёт. О сохранении целостности, гармоничности окружающей природы при этом и говорить даже не удобно как-то.

«Ну да, это всё они, богачи да олигархи! Совести у них нет!», — скажете Вы.

Даль Владимир Иванович в своём Толковом словаре определяет совесть, как … способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирождённая правда, в различной степени развития. Остаётся добавить, что учёт интересов окружающих, ощущение своей ответственности перед всем живым, перед будущими поколениями тоже называют совестью.

Да, мы все — потребители. Нам всем что-то постоянно нужно. Мы хотим полноценно питаться, одеваться, это хорошо, это правильно. Только не хлебом единым жив человек, и не для потребления мы рождёны.

Но вот люди, стремящиеся к богатству, получают рано или поздно то, что хотят. Вместе с богатством они получают контроль над средствами массовой информации, доступ к власти. А дальше транслируют свой способ жизни, взаимодействия с миром, свои нравственные ценности, имея фактически неограниченные возможности. И вот мы уже не задумываемся о простых вещах, глотая готовые красиво упакованные информационные пилюли. На улице, дома, на работе, в школе, в транспорте — везде, где есть техногенный источник информации.

Куда тратить бюджетные средства, как выводить страну из кризиса, какие направления национальной политики будут приоритетны — все эти вопросы властьимущие решают исходя из своих представлений о приоритетности, справедливости, добре и зле. Интересно наблюдать, как человек, у которого часы на руке стоят более тысячи евро серьёзно рассуждает о размере пенсии, который достаточен для достойного существования.

В последнее время в прессе обсуждается идея монархии. Я думаю, привлекательность монархизма не в том, что мы соскучились по сильной руке, по порядку и не в том, что стремимся к конформному существованию. Монархия в идеале подразумевает служение. Служение царя и дворян — народу. Благородный человек задумывается не о личной выгоде, а руководствуется общественным благом, и если стал богаче, то только вместе со всеми. Монархия для представителей власти благородство ставит в обязанность. Народ при монархии ведёт вера в справедливость. Не материальное благополучие является ориентиром для людей, а идеалы правды, совести, добра. Так красиво описывают всё господа монархисты! Если б не печальный опыт истории, когда монарх и руководство страны начинают удовлетворять свои личные амбиции!

Поймите правильно, я не сторонник монархии. Но общество потребления, которое вслед за так называемыми «развитыми» странами, строится в нашей стране — это, по-моему, путь в никуда. Давайте представим, что мы выполнили эту антикризисную программу, кризис миновал, и все мы стали чуть больше потребителями, продвинулись чуть дальше по пути «развитых» стран Европы, Америки. У нас стало больше автомобилей, холодильников, телевизоров, мы стали больше тратить на развлечения, больше проводить времени у телеэкрана, меньше задумываться о смысле жизни…

Не маячит ли впереди новый кризис, более тяжёлый?

С уважением, Попов В., Новосибирская область