За прошедшие годы мы с немалым количеством проб и ошибок всё же вырастили положенные на поместье сад, огород, живую изгородь и лесные насаждения, в результате чего родилось несколько «аксиом плодородия».
Для начала немного истории.
Говорят, до затопления водохранилища наша Бучиха (ныне просто овраг, летом совершенно пересыхающий) была речкой, впадавшей в озеро недалеко от реки Обь. Переселенные жители затопленной деревни помнят ещё и отличные сенокосы, множество родников с хорошей водой. Замечательные были места! Ныне кругом сельхозполя, вместо леса — полосы тополей, от малых речек остались только небольшие ложки, да и родников с хорошей водой мы рядом не нашли. Вызывает серьезные опасения обрушение берегов водохранилища везде, где высота его превышает 2-3 метра. Там, где берег ниже или есть защита от волн, он успешно зарастает травой, ивой и облепихой, а мы ему в этом каждый год помогаем новыми черенками и саженцами.
Земля в руках
На первых полях поселения явно выражен южный уклон, на который дует сильный юго-западный ветер — в обычные годы это направление ветров преобладает. Ветрозащиты со стороны водохранилища нет, вернее, еще не выросла. С юго-западной стороны поворот водохранилища дает большую открытую поверхность воды, по которой ветер сильно разгоняется, как в тоннеле, из-за чего все тучи над нами рвёт на куски или очень быстро проносит мимо. Дождей в результате значительно меньше, чем в деревне в 15 км от нас, и даже чем на ближайших островах и на полях у шоссе. Солнце же на склоне жарит нещадно. Такое вот «заколдованное» место, где хорошо растут южные культуры, но сложно вырастить что-то влаголюбивое.
Эта земля нам, собственно, и досталась потому, что у наших предшественников — дачников были сложности с поливом, а без него ничего не росло. Электричества тогда не было, слабенький дизель постоянно ломался, да и включали его не раньше июня, когда водохранилище полностью заполнялось. Грунтовые воды у нас на глубине от 16 до 28 метров — вручную не достанешь. Особо изобретательные и упорные из дачников в стремлении вырастить урожай запасались с осени огромным количеством пластиковых бутылок с водой, чтобы весной пролить хотя бы бороздки при посеве.
Когда эту землю нарезали (в начале девяностых), по рассказам дачников-старожилов здесь был практически сплошной клевер. Когда мы брали её спустя десять лет, чередовались заросли полыни (мы насчитали 5 видов, но больше всего горькой), пырея и ковыля с редкими вкраплениями других трав. В логах и перелесках, где не было вспашки и палов, растительность гораздо разнообразнее, а почва как губка — если вырезать лопатой кубик, то видно, что он состоит из органики, слегка влажный и легко сжимается. На наших участках почва — суглинок, ближе к Бучихе переходящий в супесь — уже в начале июня становилась сухой, независимо от полива. На глубине штыка начинался слой (подплужная подошва), который приходилось долбить иногда ломом. Местами ломом впору было копать и ямки под саженцы, так как лопата откалывала лишь небольшие кусочки грунта.
Вот в таких исходных условиях мы начинали освоение поместий.
За прошедшие годы мы с немалым количеством проб и ошибок все же вырастили положенные на поместье сад, огород, живую изгородь и лесные насаждения, в результате чего родилось несколько «аксиом плодородия».
Итак
Очень сильно на культурные растения влияют дикорастущие. Серебристая полынь (горькая), пырей, костёр, ковыль не дают расти рядом с собой практически ничему, особенно два первых. Они как бы дают сильно уставшей почве отдохнуть. Хотите заложить на таком поле сад? Посейте неагрессивные луговые травы, невысокие бобовые, насыпьте в смесь неприхотливых цветов разных видов. И не садите рядом с садом берез! Березы, которые в местных условиях растут лучше других деревьев, выйдя из детского возраста, сильно сушат почву в радиусе примерно 6 метров от ствола мощной корневой системой — настоящий насос! Другие посадки, кроме разве что сосен, без постоянного полива не выдерживают конкуренции за влагу.
Нашей почве нужен толчок — внесение органики, культивирование, затем посев сидератов. На органике они вырастают мощными, отлично притеняют почву летом, дают хорошую зеленую массу. Плодородие создаётся бактериями и дождевыми червями, а они любят прохладу, влагу и органику — у нас же изначально жара, сухость и голый суглинок!
По этой же причине все посадки нужно обязательно мульчировать, и по возможности потолще. Посеянный газон, лужок или мелкие огородные семена сразу же мульчируем газонной резкой (лучше всего) либо соломенной сеточкой (чтоб только притеняла). Мульчирование деревьев и кустов — сплошными участками в несколько соток, толщиной не менее 5-10 см. Мы перетаскали на участок десятки больших прицепов соломы с поля (только в кучах на зиму не надо оставлять, а то мыши разведутся). Результаты отличные: деревья и кусты, которые до этого не могли определиться, расти или все же засохнуть, дали приросты по полметра. На почве, где даже полынь не росла выше 15см, вымахали травы выше человеческого роста. Весенняя влага держалась еще в конце июня без поливов. Полынь ушла, насеялись злаковые травы, бобовые многолетники. Почва размягчилась, появились червяки (до этого ни одного найти не могли). Через два года толстого слоя соломы не стало — съели, перегнила… Почву не узнать.
Ветрозащита и снегозадержание в береговой полосе — важнейшие условия. Это позволяет накапливать снег — как следствие, почва влажная надолго. Устраняет ветровую эрозию почвы, уменьшает выдувание влаги суховеями, создает комфортные условия саду (меньше подмерзание и зимнее высыхание ветвей). Для снегозадержания можно делать щиты из досок (устанавливаются сплошными рядами поперек ветра), сеять полосы высокорослых густых трав с крепкими стеблями, а мы вот уже который год сеем полосы из кукурузы. Они отлично задерживают снег, уменьшают ветер, а еще при нормальном лете дают множество вкусных початков, которые можно заморозить на зиму.
Сделав эти четыре несложные вещи, получить урожай и вырастить сад, лес, живые изгороди можно значительно быстрее, с меньшими усилиями и потерями дорогих (как минимум, сердцу садовода) саженцев и семян.